Публицистика

28 декабря 2018 года ушел из жизни выдающийся цыганский гитарист Фёдор Леонидович Конденко.

Впервые с его игрой я познакомился на знаменитой видеокассете, где Конденко играет дуэтом с Сергеем Ореховым, и оба музыканта аккомпанируют Надежде Тишининовой. Это было в те времена, когда интернет ещё не имел широкого распространения, и видеозаписи передавались из рук в руки. Я был студентом музыкального ВУЗа, и кассету у меня одалживали товарищи. Все говорили не только об Орехове, но и отмечали высококлассную игру Конденко. Люди в возрасте обращали внимание на яркую внешность Фёдора Леонидовича. Было видно, что он настоящий цыган и его личность притягивала к себе слушателей.

Позднее я видел его выступления на ТВ в программе Сергея Владимирского «Странствия музыканта», посвящённой семиструнной гитаре, и в программе, где транслировались записи романсов, сделанные в залах гостиницы Измайлово (точнее определить эту телевизионную передачу я, к сожалению, не могу).

Впервые я случайно увидел знаменитого музыканта в Спасском соборе московского Заиконоспасского монастыря на ул. Никольская. Фёдор Леонидович подходил к иконе св. Матроны московской, беседовал со свечницей. Свечница говорила ему, что эта икона — один из первых рукописных образов московской старицы. По тому, как Фёдор Леонидович держал себя, было заметно, что он человек верующий.

Наконец я познакомился с маэстро в мае 2014 года на восьмом фестивале русской семиструнной гитары в Айове (США).

В рамках фестиваля, организованного Олегом Тимофеевым, Фёдор Леонидович играл соло и аккомпанировал цыганской певице Евгении Золотарёвой. Я с большим интересом прослушал их программу. Было видно, что слаженность ансамбля является результатом ответственных репетиций. Совершенной неожиданностью были целые периоды в аккомпанементе, когда Конденко оставлял привычную ритмическую пульсацию и переходил на вариации шестнадцатыми. Эти эпизоды были исполнены с блеском при полном ансамблевом взаимопонимании. Ни чего подобного я никогда ни до, ни после не слышал.  Концерт цыганской музыки не терял своей традиционной удали, но приобретал неслыханную сегодня, во всяком случае, филигранность, лёгкость и даже некоторую академичность.

Классическая подготовка в игре Конденко была для всех специалистов очевидна.

Федор Леонидович был человеком исключительно приветливым, добрым и глубоко интеллигентным. Как безусловный профессионал, с одной стороны, и открытый человек, с другой стороны, он говорил о цыганской манере исполнения очень просто и понятно, без всякого налёта показного мистицизма и секретности. Наглядно показывал характерные приёмы и особенности ритма в цыганской музыке. Непринуждённо демонстрировал разницу между традиционным академическим исполнением восьмых и шестнадцатых нот, и цыганским исполнением с внутридолевой задержкой второй ноты в нотных парах. Чёткость, филигранность его подачи показывала большое музыкантское мастерство.

Если Фёдору Леонидовичу что-то нравилось в музыке его коллег, он с видимым удовольствием хвалил услышанное. Критика коллег, как мне кажется, вообще не была его стихией. Как блестящий артист, в концертах он обращал внимание на содержание программ, думая, прежде всего о слушателе.

Лично я считаю, что Федор Конденко являлся цыганским гитаристом номер один. Все те, кто знал маэстро, поклонники цыганской музыки и русского романса вспомнят этого выдающегося человека с глубокой благодарностью и сердечной теплотой.

Алексей Степанов

ЯПОНИЯ. ГИТАРИСТ ИВАО СУДЗУКИ. (2015)
    Во время гастролей ансамбля «Вертоградъ» по Японии, после концерта 2-го ноября в Токио ко мне подошел пожилой мужчина. Переводчик сказал, что он тоже гитарист, и представил его: Ивао Судзуки…
    На моем лице удивление и радость от неожиданной встречи. Двумя руками я пожимаю руку знаменитого гитариста, прошу переводчика сказать, что я вырос на пластинке Ивао Судзуки, слушал его записи с детства, еще мальчишкой.
    Ивао Судзуки… Передо мной пожилой японец, невысокого роста, очень крепкий, с красивыми, аккуратно причесанными и совершенно седыми волосами. На правой руке заметны длинные ногти гитариста коричневатого оттенка, вероятно, чем-то укрепленные. Ладони маэстро широкие и сильные. Г-н Судзуки выглядит так, будто его возраст приближается к 70-ти. На самом деле ему уже 82. Два раза в год он дает сольный концерт! Есть возможность еще раз убедиться, что японцы — нация долгожителей.
В 1957 году в СССР И. Судзуки был удостоен золотой медали на VI Московском Всемирном фестивале молодежи и студентов. В 1967 году гастролировал в СССР. Записал диск-гигант на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия», где представил не только классические произведения, но и собственные сочинения в неофольклорном направлении. На пластинке было записано монументальное «Большое соло» Ф. Сора. В те времена такая музыка была по плечу далеко не всем.
    В Советском Союзе И. Судзуки поддерживал гитарист А. Славский. На фоне острой конфронтации А. Иванова-Крамского и А. Славского достижения японского артиста наделали много шума в московской гитарной среде.
    Г-н Судзуки подошел ко мне с программкой нашего коллектива, но первым автограф беру у него я. С помощью переводчика Судзуки-сан объясняет, что когда-то говорил по-русски, но сейчас уже многое забыл. Тем не менее, свое и мое имена он пишет кириллицей. Остальное — иероглифы. Толстый штрих маркера оставляет завораживающе красивые непонятные значки. Для непривычного наблюдателя эта письменность — настоящее искусство.
    Мы делаем снимки на память. Я счастлив встрече с живой легендой моего детства. Маэстро Судзуки удовлетворен тем, что его искусство знают и любят молодые русские гитаристы.
Так иногда происходят встречи, позволяющие лучше почувствовать взаимосвязь поколений и национальных культур.
               А.Степанов.
   ФЕСТИВАЛЬ ОЛЕГА ТИМОФЕЕВА   Iargus 2014.
С 1 по 4 мая 2014г. в Айова-Сити (США) прошел восьмой фестиваль музыки для русской семиструнной гитары Iargus 2014. Фестиваль в Айове является единственным регулярным фестивалем русской семиструнной гитары в мире. Его организатор гитарист и лютнист, доктор искусствоведения, преподаватель Айовского университета Олег Тимофеев.
    В этом году в исполнении солистов: Олега Тимофеева (США) и Джона Шнейдермана (США) прозвучали классические сочинения для русской гитары; в исполнении Владимира Сумина (Москва) прозвучала музыка композиторов ХХ века — С.Орехова и А.Халпахчиева; Стефан Вестер (Швеция) и Алексей Степанов (Москва) исполняли современную музыку. В исполнении С.Вестера прозвучали произведения Ю.Финкельштейн, а А.Степанов исполнил свои сочинения.
    На фестивале звучали дуэты гитар: Олег Тимофеев и Ден Кэрэвэй; Джон Шнейдерман и Олег Тимофеев; Владимир Сумин и Алексей Степанов.
    В рамках фестиваля прошел концерт еврейской музыки. Специальным гостем программы был Юрий Веденяпин (Кембридж).
    Гвоздем фестиваля стали концерты цыганских исполнителей Евгении Золотаревой (вокал) и Федора Конденко (гитара), а также квартета русских гитар в составе: В.Сумин, А.Степанов, Д.Кэрэвэй, О.Тимофеев. На двух кварт-гитарах и двух больших гитарах музыканты исполнили переложения сочинений композиторов «Могучей кучки» М.Балакирева, Ц.Кюи и Н.Римского-Корсакова.
    Вниманию посетителей сайта предлагается беседа с организатором фестиваля О.Тимофеевым.
    А.Степанов: Олег, как тебе кажется, почему инструмент с такими богатейшими возможностями как русская семиструнная гитара, пришедший в Россию из Западной Европы, прижился только в России и не оставил в Европе музыкальной литературы?
    О.Тимофеев: О, нет, это не правильно! Русская гитара родилась именно в России.
    А.С.: Но ведь Игнац фон Гельд еще до Сихры преподавал семиструнную гитару, и этот инструмент пришел в Россию именно из Европы.
    О.Т.: Да, но это была английская гитара. Она существенно отличалась от русской конструктивно. У нее был грушевидный корпус, и были обязательны металлические струны. Если говорить об английской гитаре, то она оставила в Европе музыкальную литературу. В Англии это был женский инструмент. На нем играли дамы. Английская гитара изображена на портретах художника Томаса Гейнсборо середины 18 века. А музыку для этого дамского инструмента писали мужчины. В основном, это несложные пьесы, преимущественно в тональности до-мажор. Самым известным композитором, писавшим для английской гитары, был Иоганн Кристиан Бах (сын И.С.Баха). Он оставил сонату для скрипки и английской гитары. Я исполнял ее с Доком Росси. Росси играет на английской гитаре, а я на семиструнке исполнил партию скрипки. Кроме того, для английской гитары аранжировано множество шотландских мелодий, что дает основания шотландским музыкантам утверждать неправомерность ее общепринятого названия. Они считают, что ее следует называть не английской, а шотландской. Такого мнения придерживается, например, шотландский лютнист и гитарист Роб МакКилоп.
    Известен этот инструмент и в других европейских странах — в Чехии и Польше. В классических польских драмах Александра Фредро по сюжету пьес герои на сцене играют на английской гитаре. В начале 19 века несколько пьес для этого инструмента опубликовал учитель Шопена Езеф Элзнер.
    Сегодня мы уже можем говорить о возрождении русской гитары, а вот возрождения английской гитары мы еще только ожидаем.
    А.С.: И все-таки, почему русская гитара с богатым терцовым строем переживает множество проблем, в сравнении с испанской гитарой, у которой квартовый строй?
    О.Т.: Действительно различные способы настройки сориентированы на различные музыкальные цели. Русская гитара сориентирована на богатую аккордику, а испанская гитара на рельефную мелодику. Это разные направления в гитарном искусстве. Одно развивалось в России, а другое в Европе, однако не особенности настройки являются причиной неудач семиструнной гитары. Причины эти социального порядка. Обрати внимание: в России Глинка написал всего две оперы, а в Европе Россини писал их десятками. Там была отлажена профессиональная музыкальная машина. Сихра и Высотский писали в основном вариации на русские народные песни и перекладывали популярные сочинения для гитары, так как были сориентированы на любительский контингент исполнителей. А Джулиани писал сонаты. Естественно, что его творчество получает более серьезные оценки со стороны музыковедов. В России музыканты не имели профессионального статуса и положения. Причина именно в этом.
    А.С.: Олег, твой фестиваль в Айове уникальный. Такого нет ни в России, ни в Европе. Здесь семиструнная гитара звучит в залах протестантских церквей различных конфессий, которые нашли убежище в США. Напрашивается сравнение семиструнников со своеобразной музыкальной сектой, которая также нашла здесь прибежище. Эта ситуация случайна, или здесь есть некая закономерность?
    О.Т.: Эта ситуация не случайна, и пожалуй не только в отношении США, но и в отношении Айовы. Видишь ли, здесь в некотором смысле культурный вакуум. Но зато публика очень открытая. Как-то в Латвии я играл сольную программу на лютне. В заключении я исполнил шотландские мелодии, как наиболее зажигательные. После концерта ко мне подошел англичанин и поставил на вид, что у них в Англии заканчивать шотландской музыкой считается дурным тоном. Здесь в США ни чего подобного нет. Не возникают вопросы типа: А почему русская гитара? Почему не испанская? Многое значительно проще. Люди более открытые, и во многом благодаря этому мы все здесь и собрались.
    А.С.: Лично мне кажется, что семиструнная гитара на правильном пути. Предлагаю тебе пофантазировать на тему: как будет происходить возрождение русской гитары.
    О.Т.: Сегодня мне легче рассуждать об Америке и Европе, чем о России. Здесь главной проблемой является то, что семиструнная гитара не преподается профессионально. В колледжах представлена классическая шестиструнная гитара, джазовая гитара… Необходимы кафедры русской семиструнной гитары. Причем необязательно исполнять на ней русскую музыку. Конечно, русский репертуар может быть базовым, но играть нужно музыку разную. Второе необходимое условие для развития инструмента — современный репертуар. Нужны композиторы, которые пишут для семиструнной гитары. Лютня в определенном смысле инструмент маргинальный, так как для нее не пишут профессиональные современные композиторы.
    А.С.: Неужели?
    О.Т.: Американский композитор армянского происхождения Лорис Хабанян написал пьесу «Доуленд в Армении». Больше современных сочинений от профессиональных композиторов для лютни нет. Сочиняют лютнисты Рон МакФарлен и Тойахико Сато.
    А.С.: Олег, что ты планируешь в будущем? Как будет развиваться твой фестиваль?
    О.Т.: Я ни когда не ставлю перед собой задачу привлечь множество звезд, чтобы они здесь все перессорились. (смеется) Моя задача создать теплую, творческую атмосферу общения. Между прочим, шведские гитаристы Мартин Фальк и Стефан Вестер прежде чем приехать на мой фестиваль в качестве профессиональных исполнителей, посещали его еще в качестве простых студентов. Я преподаю, в том числе и по скайпу, для тех, кто находится далеко. У меня есть хорошие ученики. Я подготовил квалифицированный дуэт. Это отец и сын. Они из Трансильвании. В этом году их не было на фестивале в силу обстоятельств. Я очень надеюсь их увидеть в следующий раз…
    А.С.: Спасибо, Олег. Мы все желаем тебе больших успехов в твоем важном деле!
                                  А. Степанов.
Джон Леннон. Отрывки из интервью «О безумии правящих» и интервью Д. Левитану:
     «Я думаю, нашим обществом управляют сумасшедшие люди, преследующие сумасшедшие цели. Нами руководят маньяки ради собственной финансовой выгоды». «Война это большой бизнес. Они любят войну, потому что благодаря ей они могут быть толстыми и счастливыми».
     Историческая справка: Джон Уинстон Леннон – миллионер, выходец из рабочего класса, рок-музыкант, писатель, общественный деятель. Родился 9 октября 1940 года в г. Ливерпуль (Англия). Скончался 8 декабря 1980 года от пяти огнестрельных ранений в г. Нью-Йорк (США).

Э. Че Гевара. Из книги «Эпизоды революционной войны».

«… боец по имени Крусито (…) позднее стал нашим всеобщим любимцем. Крусито был поэтом-самоучкой. (…) Этот замечательный человек в своих песнях изложил всю историю нашей революции, начиная с «Гранмы». На каждом привале можно было видеть, как он, сидя с трубкой во рту, складывал эти песни. Поскольку у нас было очень мало бумаги, ему приходилось заучивать их наизусть, и когда пуля сразила его в бою у Пино-дель- Агуа, эти песни были потеряны для нас.»

«… В этом бою погиб проводник Эхилио Мендоса, когда он с винтовкой в руке бросился на врага. Мендоса был суеверный человек и носил с собой талисман. Когда ему крикнули, чтобы он был поосторожнее, Эхилио с презрением ответил: «Мой святой защитит меня!». Через несколько минут его надвое перерезала автоматная очередь.»


СЕРЫЙ КАРДИНАЛ ЛИВЕРПУЛЬСКОЙ ЧЕТВЕРКИ.

Джордж Харрисон – стержневая фигура в составе группы THE BEATLES.

Головокружительные успехи ансамбля «Битлз» с самого начала заставляли журналистов, социологов и музыкантов анализировать феномен группы, причины её популярности. Когда на пресс-конференциях ливерпульцам задавали вопросы: «Почему «Битлз» самая популярная группа в мире?», «Почему ваша музыка так заводит слушателей?», — они только пожимали плечами: «Понятия не имеем. Если бы знали, то сами стали бы менеджерами». Публицистика много говорила об их музыкальности, артистизме, человеческом обаянии, остроумии…

Но сегодня, когда их песни стали классикой, становится ясно, что главным в феномене группы был их авторский гений, и бесспорным лидером здесь был тандем LENNON&McCARTNEY. Джон и Пол начинали писать вместе, но со временем творчество становилось все более индивидуальным. Друзья старались перещеголять друг друга, каждый постоянно придумывал что-то новенькое.

Однако, «Битлз» всегда были полноценным квартетом. Пол Маккартни отмечал, что их ансамбль подобен четырехугольнику, где каждый вносит что-то своё. «Битлз» шутили, что для того, чтобы вкрутить лампочку нужно ровно четыре битла: один битл держит лампочку, а трое других держат его и вращают по кругу. Четыре битла и никак не меньше. И в этом ансамблевом балансе ключевую роль играл Джордж Харрисон. Продюсер и звукорежиссер группы Джордж Мартин отмечал, что если бы не Харрисон, то «Битлз» были бы коллективом двух соперничающих лидеров, а Джордж уравновешивал это соперничество. Третий превосходный автор в ансамбле – он вытягивал из тени и ударника. Ринго Старр тоже стремился писать песни, и его первым успехам помогал Харрисон, дорабатывая композиции друга.

На первый взгляд Джордж всегда был на вторых ролях. Он был немного младше других и еще с юношеских лет уступал старшим лидерам Джону и Полу. Когда началась битломания, в 1964 году в США его спросили не считает ли он себя менее популярным, чем все остальные. Джордж ответил, что не задумывается об этом. Главное, что вся группа популярна. Но это положение дел требовало от Харрисона большой скромности. Позднее он говорил: «Джон и Пол ставили себя так, что они ребята классные, а другие должны только смотреть на то, что они делают. Не забывайте, что я провёл с ними десять лет на заднем сидении лимузина».

Вторые роли в артистической среде под силу далеко не всем. Соперники «Битлз» из ансамбля «Роллинг стоунз» не сумели поделиться авторской славой и расстались с одним из основателей группы — Брайаном Джонсом. Наглухо «задвинутый» Джеггером и Ричардсом, Джонс постоянно писал композиции «в стол». Обладая очень скверным характером, он не мог не сеять конфликтную обстановку в ансамбле. Последовало увольнение, а затем трагичная и загадочная смерть Брайана. Джеггер и Ричардс не пришли даже на похороны.

Харрисону хватало терпения. Конечно, деньги и слава коллектива помогали смириться со скромной ролью. Но Э. Клептон — друг Джорджа говорил, что Харрисон периода «Битлз» завидовал ему, завидовал творческой свободе Эрика, его независимости.

Терпеливый, скромный и очень талантливый Джордж, находящийся в тени своих друзей и скрепляющий ансамбль, через некоторое время начал оказывать колоссальное влияние на всю группу. Интерес Харрисона к индийской философии и музыке захватили весь ансамбль. «Битлз» ездят в Индию, приобретают соответствующий имидж, подхваченный европейской молодежью. Харрисон становится законодателем моды целого поколения. Серьезно изучая индийскую классическую музыку у выдающегося музыканта Рави Шанкара, Харрисон озадачивает «Битлз» и Дж. Мартина сложными ритмическими мозаиками своих композиций в индийском стиле. Ринго Старр не стеснялся признаться, что ему — рок-ударнику стоило труда справиться с ритмом неквадратного риффа в песне Харрисона «Here comes the Sun».  В музыкальном мире Харрисон, несомненно, является одним из первых новаторов, применявших синтез этно- и рок-музыки.

Стремление к творческой независимости становилось непреодолимым. Хотя первым из группы ушел Маккартни, в последнем интервью ансамбля Ринго Старр не без тени упрёка сказал: «Это ты, Джордж, отделился первым, когда выпустил в августе 1968 свой диск с музыкой фильма «Wonderwall»».

Реализовался ли каждый из «Битлз» в полной мере как творческая индивидуальность? Наверное, если бы Маккартни профессионально занимался композицией, то мог бы стать выдающимся симфоническим автором. Леннон мог бы стать замечательным детским писателем, если бы посвятил себя литературе. Харрисон, имея соответствующее образование, мог бы быть серьезным востоковедом, знатоком философии и фольклора. Но они остались рок-музыкантами. А Ринго? Простой ударник – он совершил настоящий прорыв, добившись авторитета выдающегося автора-песенника классического рока. Если бы не Харрисон, не его стержневая роль в составе «Битлз», этого не было бы никогда. Так скромность и терпение Джорджа дали плоды на ниве карьеры его друга.

Справедливо говорят, что битломаны делятся на две категории: одни любят Леннона, другие – Маккартни и никогда не любят двоих сразу. Но и те, и другие при имени Харрисона однозначно заявляют: «Ну, это для нас самое дорогое!».

А. Степанов